->
->
->
ОТ БАГГИ С ЛОШАДЬЮ ДО МОТОВЕЗДЕХОДОВ СUV

Новости Hisun

ОТ БАГГИ С ЛОШАДЬЮ ДО МОТОВЕЗДЕХОДОВ СUV

2 августа 2022
00_фото.jpg

В последние 10-15 лет индустрия полноприводных мотовездеходов совершила настоящий рывок в своей эволюции, пройдя точку полного оборота по своей исторической спирали развития  от гужевого вида транспорта до современных UTV и Side-by-Side. Так восстановим хронологию эволюции, столь ныне популярных сегодня внедорожных машин для активного отдыха на сегменте off-road. 

01_фото_dune-buggies.jpg

БАГГИ не от Volkswagen ЖУК

Начнем с развенчания исторического фейка, который, благодаря бесконечному и бездумному тиражированию в интернете, намертво укоренился в российской части мотовездеходной индустрии, да и вообще в автомобильном мире.  

02_Dune-Buggy_ из_30х.jpg
А именно с абсолютно несоответствующего действительности утверждения, что «для изготовления первых багги обычно использовались вышедшие из употребления автомобили «Фольксваген Жук». От уменьшительной формы американского названия «Жука» и произошло название «buggy», то есть «жучок» - конец цитаты абсолютно фейковой исторической справки из «Википедии»

Слово «багги» произошло совсем не от названия автомобиля Volkswagen Beetle. Понятие  «багги» появилось аж в конце 1700-х годов в лондонском (Англия) сленге и этим словом  называли легкие фаэтоны. 

03_первое багги в мире.jpg
Багги  — это легкая повозка с колесами, запряженная лошадью. Именно такое значение было у данного существительного в начале еще XX века, когда разговор касался о передвижение на местности. 

 buggy.png    James-Lawrence-Coal-Box-Buggy.jpg
top.jpg 

Типичная американская версия багги представляет собой управляемое владельцем четырехколесное транспортное средство простой конструкции для одного или двух человек. Удивительно, в позапрошлом веке придумывались даже  багги-амфибии. 

04_Buggy-boat_багги-амфибия.jpg
Buggy-Boat разработан Перри Дэвисом из Провиденса, Род-Айленд, в 1859 году, даже есть соответствующий патент. Корпус багги-бота был похож на лодку, пружины представляли собой толстые полоски резины, а задние колеса превратились в гребные колеса, которые приводились в движение ручными заводными рукоятками. Довольно необычный автомобиль. Особенно для своего времени.

05_Buggy-boat_багги_амфибия.jpg

Но, вернемся в начало ревущего 20 века, а точнее к началу третьего десятка прошлого столетия,  когда словосочетанием dune buggy («багги для дюн») стали называть самодельные маленькие автомобили построенные для поездок по мелким фермерским делам и по песчаным дюнам.  

06_дюна_багги.JPG
Строились такие машины зачастую из старых деталей Chevrolet, Ford Model A, B и T , коих  уже тогда хватало на американских автомобильных свалках. 

07_свалка.jpg

07_Donohue-Stockton-Hot-Rod.jpg
Первые dune buggy появились где-то в конце 20-х годов прошлого столетия, что весьма задолго до прихода в США первой партии Volkswagen Beetle.

08_first_baggy.JPG
Триггером для появления в США автомобильных самоделок в заметно массовом порядке, стала Великая депрессия (англ. Great Depression) — мировой экономический кризис, начавшийся 24 октября 1929 года с биржевого краха в США и продолжавшийся вплоть до 1939 года. 

У людей просто не было денег для покупки новых автомобилей. Выход? Пойти на свалку старых автомобилей и, собрать себе «самобеглаю повозку» самостоятельно. 


09_Mark-Coleman-Dune-Buggy.jpg
Ну, а если ты строишь себе машину сам, то не грех ее модифицировать под сугубо личный взгляд каким должен быть твой автомобиль. 

09_свалка.jpg
Есть идея втиснуть огромный двигатель в крошечный кузов? А почему нет! Установить толстые колеса от трактора  без колесный арок? Вообще Агонь! Раскрасить адовыми огнями? Никто не мешает, будет заметней в толпе с другими самоделками. 

09_А.JPG
Удивительно, но именно из этой волны автомобильного «самостроя» 30-х годов, началось формирование американских авто-поп-культур Hod rod, Сustom и Вuggy. 

10_Rod and Custom_обработано.jpg
Все современные «Ход роды»  и «Багги» родные братья, вышедшие из одного макроявления – постройки отдельными энтузиастами  своих автомобилей самостоятельно.

11_first_baggy.JPG
Отметим, что до 1950 года в США никто не знал о существование машины  Volkswagen Beetle, а субкультуры  Hod rod  и Dune buggy уже существовали не первой десяток лет.

12_first_BAGGY.JPG

У «ЖУКА» СВОЯ ЛЕПТА 

Но, было бы совсем не справедливо,  говорить, что Volkswagen Beetle вообще не повлиял на историю поп-культуры связанной с dune buggy. 

Когда именно слово «багги» избавилось от приставки «дюна» невозможно определить. Скорей всего это произошло естественным образом, после исчезновения  с проезжих дорог последних багги запряжённых лошадьми.  

Зато точно известно - первая партия VW Beetle до берегов Нового Света добралась в 1950 году в количестве 328 штук.

13_VW.JPG
Благодаря талантливой рекламной компании, построенной на самоуничижение.  В 1954 году продали  8086 единиц  VW Beetle. В 1957 году было реализовано казалось невероятные 50 059 штук, но  Еежегодные продажи неуклонно продолжали расти. 

«Великая депрессия» стала достоянием истории, а в 50-х экономика США переживала бурный подъем. И в 1960 году за год продали 117 868  ед. VW Beetle.

VW Beetle был настолько дешевым — 1565 долларов 1960 года (* сегодня эквивалентно около 14 000 «вечно зеленых»), что  покупка совершенно нового VW Beetle и его разборка под постройку buggy, рассматривалась, как  неплохая альтернатива ползанию по свалкам в поисках деталей, которые можно было бы собрать вместе. 

Но за океаном не сразу сообразили, что VW Beetle отличный донор для багги «заточное» под песчаные гонки. 

14_first_baggy_ФОТО.JPG
Достоверно зафиксировано, что первым кто переделал  VW Beetle  в багги, стал Скотт Маккензи, блестящий гонщик и мелкосерийный производитель автомобилей из Сан-Фернандо, штат Калифорния. Произошло это на рубеже 1956-1957 гг. «Донором» для переделки послужил, подчеркнем красным - абсолютно новенький  «Фольксваген Жук» ( Volkswagen Beetle)

Так что, скажем до свидание, еще одному укоренившемуся в России историческому фейку о том, что багги на базе «Жука» начали строить, используя поддержанные экземпляры.  

15_first_Volkswagen Beetle_baggy.JPG
В начале большинство коллег и знакомых посмеялись над Маккензи с его замыслом переделать VW Beetle в машину для песчаных гонок. 

Но талантливый гонщик разглядел в «Жуке» идеальную базу для подстроки будущего dune buggy.   Маленький. Легкий. Надежная конструкция рамы.  Двигатель сзади, следовательно, основной вес приходится на ведущие колеса. 

Посмею предположить -  именно малые габариты и заднемоторная компоновка «Жука» и привлекла внимания профессионального гонщика Скотта Маккензи. 

Он уж точно знал, что колесящие по песочным пустыням мексиканцы на своих пикапах специально ставили в кузов  50-галлонные бочки с водой для обеспечения задним ведущим колесам наилучшие сцепление рыхлым грунтом.  

Никто раньше не использовал Beetle для создания багги для езды по дюнам, поэтому Маккензи, стал настоящим пионером и родоначальником целой авто-поп-культуры.  

Хотя в своем первом варианте переделки  «родной» двигатель «Жука» он поменял на мотор от GM Corvair (*6-цилиндровый оппозитник, воздушного охлаждения).

16_01_ GM Corvair 1960 года.JPG
К слову, модель автомобиля GM Corvair 1960 года была первой и единственной для того времени американской машиной с заднемоторной компоновкой.  Правда, общие габариты шасси этой машины, явно не располагали к резвым покатушкам по песчаным дюнам  

16_GM Corvair 1960 года.JPG В последствие, ряд выигранных гонок Скоттом Маккензи с унизительной для других коллег-участников демонстрацией явного преимущества концепции его багги построенного на базе VW Beetle, вполне логично повлекло за собой многочисленное копирование и быстрый рост популярности «Жука»  среди армии «самодельщиков», увлеченных  гонками по калифорнийским дюнам и далеко-далеко за их пределами. 

17_Vw_dune_buggy.JPG
И пока VW Beetle в заводской комплектации  ставили рекорды по продажам.

17_02.JPG
Переделанные «Жуки» в болиды dune buggy беспрецедентно зарабатывали статус рекордсменов по количеству побед в гонках на грунте вне благоустроенных дорог.   

18_VW_dune.JPG
По мере роста популярности переделанных «Жуков»  один из дилерских центров VW в Лос-Анджелесе, увидел возможность извлечь из этого свою выгоду.  

И в начале 1960-х годов в Лос-Анжелесе официально начали продавать модель EMPISportster  (*Engineered Motor Products Incorporated), переделанный в багги VW Beetle для дюн, который можно было заказать в готовом виде или в виде комплекта.

19_VW Beetle_EMPI_Sportster.JPG
Факт появления модель VW EMPI Sportster в 1960 году, можно зафиксировать как выход субкультуры самодельных buggy (багги) на совершенно новую эволюционную ступень. 

В первую очередь, связанную с началом коммерческого тиражирования автомобилей класса «багги».  Активно поддержанное с рекламными компаниями, пропагандирующие активный отдых за рулем этих маленьких, но очень юрких и всепролазных автомобилей.

VW Beetle_EMPI_Sportster_первое багги на базе жука (2).jpg
Ну, а то, что слово «beetle», по одному из своих вариантов перевода пересекается с одной из смысловых нагрузок слова  «buggy» - и то и другое к контексте конкретного разговора можно перевести, как «Жук» - это чистой воды случайное совпадение! 

Впрочем, мудрецы утверждают: случайных совпадений в нашем мире  не бывает. 

VW_EMPI_ big.jpg

Как бы там ни было, а  именно VW EMPI Sportster стал отправной точкой для широкой популяризации багги и визуализации авто-поп-культуры 
19_fin.jpg

ИКОНА ПОП-КУЛЬТУРЫ ПЛЯЖНЫХ БАГГИ 

Именно VW EMPI Sportster вдохновил калифорнийского молодого художника, строителя лодок и серфера Брюса Майерса (Bruce Meyers) в 1964 году придумать и создать cвой прототип багги Old Red Meyers Manx

20_Meyers Manx1964-1971_OLD_RED_s.JPG
История багги Old Red достойна отдельного материала и я обязательно его «забомблю»

Сейчас лишь скажу – одним из ключевых моментов успеха успех Old Red Meyers Manx стало то, что его создатель Брюс Майерс (Bruce Meyers)  не был отягощён профессорско-инженерными познаниями в автомобилестроение.  

Брюс Майерс смело отказался от штатного стального днища и убогого жестяного кузова  EMPI Sportster (*убогого на взгляд бунтовщика-сервера Брюса Майерса)

На свой страх и риски целиком и полность сделал ставку на стекловолокно, создав из него монолитный монокок.

21_Old_Red_REV.JPG
Как, потом признавался сам Брюс Майерс (Bruce Meyers) на первом испытание он ожидал, что его кузов рассыплется на мелкие кусочки, поэтому в поля прихватил с собой  спальный мешок и несколько пластов стекловолокна со смолой. 

Морально бунтовщик-изобретатель был готов к ремонту своего прототипа под открытым небом в дюнах. 

На удивление все прошло более , чем удачно. Даже совершили несколько прыжков

22_OLD_RED.jpg
В последствие багги разных модификаций под брендом Meyers Manx завоевали сердца тысячи поклонников. 

23_Dune_buggy_1968.jpg
Эта машинка стала кристализатором части субкультуры dune buggy  выведя тривиальный «самострой» на орбиту целой новой поп-культуры  пляжных багги.  

Багги для поездок по песку стали попали на страница глянцевых модных журналов, газет и, конечно, мелькать в кадрах кинофильмов.  

 05_Old_RED_buggy.jpg  03_Old_RED_buggy.jpg

«Золотой век» пляжных багги успех Old Red Meyers Manx продлился с 1964-1971 гг. 

24_dune_buggy.jpg

Официально утверждается, что выпуск пляжных автомобилей под брендом Meyers Manx пришлось приостановить из-за недобросовестных конкурентов, которые цинично копировали машины Meyers и реализовывали их с серьезным демпинговым дисконтом.

Наверно, отчасти так оно и было. Однако, главным могильщиком пляжных багги, стала компания Honda, выпустившая в 1970 году  первый в мире трехколесный dune buggy  модели Honda US90

25_Honda_US90_1970.jpg
Почему трицикл Honda US90 назвал dune buggy?

Данный аппарат на рынке позиционировался, как многоцелевой вид транспорта для путешествий, работы и… веселых поездок по песку. В рекламных постерах того времени можно встретить четкое определение Honda US90 - dune buggy

26_Honda_US90_buggy.jpgКонечно, корректность причисления трицикла Honda US90 к dune buggy легко оспаривается, но из песни слов не выкинешь, а уж слово из бумаги не вырубить, особенно виртуальной бумаги. 
Трудно будет и опровергнуть факт того, что идея установки на трицикл шин низкого давления пришла от шестиколесного вездехода AmphiCat. О чем вспоминали сами инженеры Honda.  

27_AmphiCAT.jpg

Первый вездеход-амфибия AmphiCat в продажу поступил в конце 1969 года. Производился и реализовался как в Америке, так и в Канаде. 

В начале 70-годов еще не существовало такого устоявшегося  понятия, как ATV, но в рекламных буклетах AmphiCat о нем говорится именно, как о ALL-TERRAIN VEHICLE.

28_AmphiCat.jpg

Кстати, и у Honda US90 обозначение ATC (All-Terrain Cycles)  появится только через 4 года после начала выпуска этого трицикла, т.е.  в  ~ 1975 году.

Скорей всего это связано с разрастанием модельного семейства трициклов, которым потребовалось один  общий класс. 

29_Honda_ATC.jpg
И обратитете внимание вместе с трициклами ATC  «Хонда» выпускала настояший mihi dune buggy cо своим собственным названием ODYSSEY

30_Honda_ATC.jpg
Правда, в отличие от трициклов (ATC)  мини dune buggy не пользовались особой популярностью. 

И если другие производители, как Suzuki, Yamaha и другие более мелкие компании начали производить и продавать  свои трехколесные мотовездеходы, то у багги Honda ODYSSEY клонов не было. 

Данный факт, красноречиво указывает на не достоверность информации, что свою популярность трициклы получили исключительно благодаря своему распространению в Калифорнии среди любителей погонять по песку.

Вовсе нет!

31_ATC_dune_buggy.jpg

Трициклы  стали популярные в первую очередь благодаря своей универсальности, неприхотливости и дешевизне. 

31_01_ATC.jpg

Трициклы позиционировались на рынке, как многоцелевой вид транспорта, на котором можно работать , отдыхать и путешествовать. 

01_БОЛЬШОЙ ФОН_обработано.jpg
Если бы трициклы продвигали, исключительно как  dune buggy, то на рынке они продержались 5-6 лет, как например, компания   Meyers Manx  со своим багги Old Red  продержавшаяся на рынке с 1964  по 1971 гг. 

Трициклы же выпускались с 1971 года  и вплоть до 1986 года. Даже компания Polarisуспела отметится со своим трициклом Polaris Scrambler 250 в 1985 году выпустив их аж 2 000 штук. 

33_Polaria_Scrambler_250_1985.jpg
Эпоха трициклов просуществовала ни много, ни мало, а целых 15 лет.

Хотя надо признать, что  когда в 1982 году компания Suzuki выпустила первый в мире квадроцикл, построенный на базе ATC, то потребовалось всего три года, что бы трициклы были полностью вытеснены с рынка и стали достоянием истории. 

34_First_ATV_Suzuki.jpg
С 1982 года на рынке мотовнедорожной техники начинается настоящая экспансия четырехколесных мотовездеходов.

35 suzuki.jpg
Практически сразу их выносят в отдельный  класс ATV (all-terrain vehicle). 

Но повторюсь, главными «могильщиками» мелкосерийных машин класса dune baggyстали трициклы ATC, ну а с появлением ATV  внедорожные багги  окончательно «ушли в подполье» в гаражи отдельных энтузиастов самодельщиков.  

06_buggy_70_80.jpg
Крупные производители ATV долгое время не видели коммерческой привлекательности в производстве внедорожных мотовездеходов класса dune baggy. 

Даже когда Polaris в 1997 году выпустили свой шестиколесный Ranger, то этот аппарат не получил какого-то широкого распространения. 
36_Polaris_6x6_1997.jpg Polaris Ranger 6x6 долгое время оставался «белой вороной» в мотовездеходной индустрии. Для шестиколесника придумали специальный термин – cargo utility vehicle, что означает утилитарно-грузовое транспортное средство. Однако термину СUV не суждено было прижиться.

37_01_Polaris.jpg
Тем не менее Ranger 6х6 стал «первой ласточкой» грядущих извинений в мотовездеходной индустрии с 2003 по 2010 гг., когда внедорожные багги вернутся на рынок пол распространенным нынче терминами Side-by-Side и UTV. 

38_Polaris_6x6.jpg
Но об современной эпохе внедорожных багги во второй части нашего материала. 

39_Hisun_2022.JPG
*Источники использованные в материале: 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

https://www.carriageassociationofamerica.com/what-is-a-buggy/

https://www.muddox.net/amphicat/

https://sfcriga.com/bruce-meyers-the-dune-buggy-wizard

Назад к списку
Другие новости: