->
->
->
«ОТ БАГГИ С ЛОШАДЬЮ ДО МОТОВЕЗДЕХОДОВ И СНОВА БАГГИ» (2 ЧАСТЬ)

Новости Hisun

«ОТ БАГГИ С ЛОШАДЬЮ ДО МОТОВЕЗДЕХОДОВ И СНОВА БАГГИ» (2 ЧАСТЬ)

6 октября 2022
Внедорожные трициклы ATC (All-Terrain Cycles) в 1970 году «похоронили» серийное производство багги (dune buggy). Когда в 1982 году появился первый квадроцикл ATV (All-Terrain Vehicle), то  на свалку истории отправились уже трехколесные мотовездеходы. Сегодня продажи различных UTV (Utility Terrain Vehicle), SxS (Side-by-Side), SSV (Side-by-Side Vehicle)  уверенно теснят традиционные «квадрики». Когда это началось и когда новый тренд проявится России?

В первой части нашего исторического экскурса  «ОТ БАГГИ С ЛОШАДЬЮ ДО МОТОВЕЗДЕХОДОВ СUV» (смотреть здесь) мы остановились на появление  в 1997 году на рынке модели мотовездехорда Polaris Ranger 6x6, которому придумали даже свой класс  – Сargo Utility Vehicle (СUV), но эта остановка была не совсем корректная.

02_NEWNEW_Hisun_history_UTV_SSV_dune_baggy.jpg
Дело в том, что задолго до Polaris идея создать багги новой формации пришла инженерам японской компании Kawasaki, которые в 1988 году поставили на серийное производство первое в мире утилитарное багги c кузовом, а именно модель KawasakiMULE.

03_Hisun_history_UTV_SSV_kawasaki_dune_baggy.jpg
И сколько бы сегодня, не утверждали американцы из компании Polaris, что мол это именно они стали первопроходцами на маршруте к современным внедорожным багги класса UTV и SSV это не будет соответствовать историческим фактам - Kawasaki MULE  опередил выход их  первой модели внедорожного багги Polaris Ranger 6x6 почти на десяток лет.

04_Hisun_history_UTV_SSV_Polaris_dune_baggy.jpg
Когда Polaris Ranger 6x6 был еще в эскизах, Kawasaki MULE уже серийно выпускал. 

Тем не менее утверждать, что американский «шестиколесник» не внес свою лепту в развитие клана современных внедорожных багги, так же неправильно.

Именно Ranger 6x6 выдал багги новой генерации акценты на внедорожную эксплуатацию и внешний облик не как у телевизионной коробки на колесах.

05_Hisun_history_UTV_SSV_Polaris1997_dune_baggy.jpg
Однако, ни Kawasaki MULE, ни Polaris Ranger 6x6 не стали триггерами роста популярности внедорожных багги. 

На коммерческом «празднике жизни» в квадроциклетной индустрии, что в утилитарной нише, что в туристической и в секторе активного отдыха, продолжали главенствовать полноприводные квадроциклы из клана  ATV (All-Terrain Vehicle).

В конце девяностых рост рынка ATV был настолько привлекательным, что на нем появился новый очень крупный игрок.

В феврале  1998 года свой первый прототип «квадрика»  ATV Traxter представила канадская компания Bombardier (ныне BRP -  Bombardier Recreational Products) 

06_Hisun_history_UTV_SSV_BRP_1998_dune_baggy.jpg
Парни из Bombardier сходу заявили о своем техническом превосходстве над конкурентами и стали весьма агрессивно продвигать свои мотовездеходы, активно работая над расширением общего модельного ряда.

Однако, на тот момент канадцы при всём своем супер-пупер инновационном мышлении и чудо-изобретательности   даже не помышляли о создании своего мотовездехода с автомобильным управлением.

07_Hisun_history_UTV_SSV_BRP_1998_dune_baggy.jpg

До 2004 года утилитарные мотовездеходы Kawasaki MULE (*выпускался уже 15 лет)   и Polaris Ranger 6x6 (*стоял на конвейере 6-й год)  остаются единственной «сладкой парочкой» в сегменте утилитарных багги. 

О каком-то росте популярности этого сегмента техники на начало XXI века ничего и не слышно. Так что естественно, что придуманный в POLARIS классифицирующий термин Сargo Utility Vehicle (СUV) не нашел своего распространения.

Kawasaki MULE с Polaris Ranger 6х6 позиционировались на рынке, как узкоспециализированная техника и ее особо не пытались продвигать/рекламировать широким народным массам, активно отдыхающим и развлекающимся на заокеанских просторах off-road.

В 2004 году происходит одно из ключевых событий в индустрии ATV, которое можно назвать переломным или точкой выхода квадроциклетной индустрии на новый этап развития (кому как угодно) - японская компания Yamaha выводит на рынок свой первый мотовездеход Yamaha Rhino  660 с автомобильным алгоритмом управлением.

08_Hisun_history_UTV_SSV_Yamaha_Rhino_dune_baggy.jpg
Rhino (Носорог) был построен на базе квадроцикла Yamaha Grizzly 660 и это стало тем заветным ключом, который открыл дверь в новую  нишу мотовездеходного сегмента.

В нишу универсальных машин, которые по своей проходимости и маневренности очень близки к обычным внедорожным ATV, но одновременно эти аппараты могут быть задействованы для выполнения сугубо утилитарных задач.

09_Hisun_history_UTV_SSV_Yamaha_Rhino_dune_baggy.jpg
Специально для Rhino японские маркетологи придумали название нового класса техники — Side-by-Side (*бок о бок), что напрямую указывало на расположение водителя и пассажира относительно друг друга и однозначно определяло автомобильное управление мотовездеходом.

09_02_Hisun_history_UTV_SSV_Yamaha_Rhino_dune_baggy.jpg
Коммерческий успех Yamaha Rhino 660  не остался незамеченным и буквально через 2-3 года другие производители квадроциклов, вдохновились создать свои машины класса Side-by-Side.

Одними из первых следом за Yamaha свои «сайды» (слэнговое русскоязычное название мотовездеходов класса Side-by-Side), построенные на базе ATV, вывели на рынок Arctic Cat и Polaris, затем к дележке «пирога» подтянулись Kawasaki и Honda.

10_Hisun_history_UTV_SSV_ARctic Cat_dune_baggy.jpg
По своей компоновке и общей конструкции внедорожные багги класса Side-by-Side во многом повторяли друг на друга и напоминали японского «Носорога»  

И да, до 2007 года ни каких электрических усилителей рулевого управления не было в принципе ни у ATV, ни у «сайдов». Для справки первый в мире электроусилитель на квадроцикл поставила та же Yamaha в 2006 году на свой «квадрик» Grizzy. Тогда еще нашлось не мало народа критиковавших, мол зачем этот EPS нужен на мотовездеходах т.к. и без «усилителя» они прекрасно управляются. Но время всё расставило на свои места. 

11_Hisun_history_UTV_SSV_Polaris_dune_baggy.jpg
Постепенно наравне с термином Side-by-Side в обиход стал входить термин UTV (Utility Terrain Vehicle). 

Примечательно, утилитарные багги с откидным «самосвальным» кузовом стали выпускать и фирмы, специализирующиеся на производстве строительной техники. Например, свой UTV появился у компании Bobcat.  

11_A_Hisun_history_UTV_SSV_BOB_CAT_dune_baggy.jpg
Но, окончательно свои «классовые» границы термин UTV обрел, когда на рынке в 2007 году появился первый SSV (Side-by-Side Vehicle) модели Polaris Ranger RZR, четко ориентированный на активный отдых и спортивный драйв. Впервые утилитарные функции для мотоведехода side-by-side  были сознательно сдвинуты на второстепенный план, как в самой конструкции, так и в рекламной компании продвижения. 

12_Hisun_history_UTV_SSV_Polaris_dune_baggy.jpg
Надо сказать, что многие специалисты (*продавцы и журналисты) из индустрии квадроциклов встретили Polaris Ranger RZR, скажем так:  прохладно. 

Так как не совсем было понятно предназначение багги RZR.

Для работы? Точно нет – кузов маленький, да еще не откидывающийся.

Для туризма и коротких вылазок на природу? Так и обычные UTV типа Yamaha Rhino cэтими функциями прекрасно справлялись.

Для драйва и спорта? Какой спорт, какой драйв на этом четырехколесном тракторе с автомобильной «баранкой» - это не реально.  

В общем, возникали большие сомнения, найдет ли столь экзотический транспорт с неопределенной сферой эксплуатации своего «родного» клиента. 

Но, в отличие от чванливых специалистов, простой потребитель своим личным кошельком проголосовал «за» Polaris Ranger RZR. 

13_Hisun_history_UTV_SSV_Polaris_dune_baggy.jpg
С появлением Polaris RZR современные внедорожные багги вполне четко разделились на две категории UTV (Utility Terrain Vehicle) и SSV (Side-by-Side Vehicle). 

Конечно, нельзя сказать, что все производители ATV и UTV сразу бросились создавать свои варианты туристическо-развлекательные багги.

Пару лет, а некоторые компании и больше, все пристально наблюдали за продажами Polaris RZR и за эволюцией данной модели. Подмечали некоторые технические ошибки и маркетинговые просчеты Polaris, но точно, все прикидывали как они сделают свой SSV, дабы избежать  уже известных ошибок.  Настолько был очевиден коммерческий успех «Поларис Рэйзера»

Кстати, дольше всех держали «паузу» и не выпускали на рынок свои багги канадцы из BRP.Только в 2010 году миру презентуется первый канадский «сайд» Саn-Am Commander. 

Канадцы сходу, без всяких заигрываний с UTV-утилитарностью  классифицировали свой аппарат, как внедорожное багги класса SSV (side-by-side vehicle). 

14_Hisun_history_UTV_SSV_BRP_dune_baggy.jpg
Десяток лет назад бойким парням из маркетингового отела BRP было наплевать, что их «сайд» имеет откидной кузов и по техническим характеристикам Саn-Am Commanderближе к UTV-мотовездеходам, чем к SSV.

Канадцы вообще довольно дерзко начав свою игру в нише внедорожных багги, быстро перехватили инициативу и постепенно стали задавать свой темп конкурентной борьбы.

При этом они не стесняясь обозначили свой статус, как самых технически передовых в этом вопросе. Хотя по факту в сравнение с другими производителями квадроциклов и багги  компания BRP в этом деле была нагленьким тинэйджером, но безусловно, очень талантливым тинэйджером.

Что ж, действия BRP на новом для себя рынке, наглядный пример, какие чудеса способны творить грамотный маркетинг и толковая реклама.

Кто-то может с этим согласит или нет, но то, что в Polaris «проспали»  момент, когда BRP их догнало и стремительно стало уходить в отрыв – с этим не поспоришь. 

15_Hisun_history_UTV_.jpg
В последние 5 лет между ведущими производителями «сайдов» происходит настоящая конкурентная «гонка вооружений». 

Моторы всё мощней  и мощней, с турбиной и без неё. Внешний облик всё модней и брутальней. Параллельно налажен выпуск целых арсеналов специальных гаджетов и дополнительного оборудования. 

Количество новых моделей и модификаций SxS (side-by-side) десятки: для туризма, для большой грязи, для лайт грязи, для ралли, для спорта, для очень крутого спорта, 4-местные семейные «маршрутки», 4-местные «маршрутки» для колхоза, компактные багги для природных парков, универсальные и не очень универсальные т.д. и т.п.

В 2022 году можно констатировать, что внедорожные багги SSV уверенно двигаются к своим дальним родственникам по линии dune buggy из автомобильного клана Hod rod и Сustom. (*о которых мы подробно рассказали в первой части нашего повествования)


16_Hisun_history_UTV_.jpg
Современные аппараты класса SSV (side-by-side vehicle) мало похожи на те мотовездеходы, которые строились на базе полноприводных квадроциклов 20-15 лет назад. 

Сейчас внедорожные багги это самостоятельный класс с множеством подклассов и отдельных модификаций. В последние годы «сайды» уверенно теснят по продажам традиционные ATV. 

За океаном по продажам  между ATV и SxS (*различного вида и модификаций) уже достигнут  паритет. По прогнозам, в скором времени продажи полноприводных ATVбудут продолжать уменьшаться, а экспансия «сайдов» на рынке продолжится. 

Судя по всему «золотой век» полноприводных квадроциклов двигается к своему закату. И если сегмент ATV совсем не умрет, то его доля на рынке будет ничтожно маленькой. 

И дело не только в техническом совершенстве современных внедорожных багги. 

В настоящий момент у потенциальных потребителей есть запрос  на получение удовольствия от активного отдыха за рулем внедорожной техники с одновременно высокими гарантиями по безопасности с достаточным комфортом.  Современные багги данного запросу с его условиями полностью соответствуют. 

17_Hisun_history_UTV_.jpg
Еще одним сдерживающим фактом тотального распространения side-by-side была их стоимость, превышающая в два, а порой в 3-4 раза цену обычного ATV c аналогичным или близким по «кубатуре» мотором.  

Пару лет назад слоган «багги по цене квадроцикла» воспринимался, чем-то из области фантастики. На сегодняшний день это реальность.

Во всяком случае в России и касательно багги под брендом HISUN. Чтобы в этом убедиться достаточно зайти на сайт hisun.ru  или заглянуть в один из дилерский салонов Hisun.  

18_Hisun_history_UTV_.jpg
Модельное семейство багги HISUN это  широкий «срез», некоторых разновидностей современных мотовездеходов класса Side-by-Side.

HISUN SECTOR - многоцелевой универсальный багги с откидным кузовом с деферентом в сторону утилитарности. Можно сказать это классический UTV (Utility Terrain Vehicle) без лишней маркетинговой нагрузки. 

20_Hisun_history_UTV_.jpg HISUN SECTOR 

Перевезти груз, взять на буксир тяжелый прицеп, почистить снег –«Сектор» готов к работе всегда. Длительный туристический маршрут, короткая поездка на рыбалку/охоту  - «Сектор» любую вылазку превратит в комфортное путешествие, позволив взять с собой всё, что нужно для обустройства комфортного походного лагеря. 

19_Hisun_history_UTV_.jpg HISUN SECTOR

HISUN STRIKE 550 СOMPACT  - внедорожное багги класса SSV. Благодаря своим компактным размерам не уступает по маневренности и внедорожным качествам обычным ATV

21_Hisun_history_UTV_.jpg HISUN STRIKE 550 СOMPACT

Невзирая на свои компактные размеры в кабине «Страйк Компакт» с комфортном размещаются водитель и пассажир. Локтями никто друг в друга не упирается. Никакой тесноты и неудобств!

22_Hisun_history_UTV_.jpg HISUN STRIKE 550 СOMPACT 

HISUN STRIKE GT 1000 – багги SSV уровня Grand Turismo. Скоростные внедорожные путешествия, активный драйв, повышенный комфорт и технические возможности выполнять различные утилитарные задачи. Универсал с деферентом на активный отдых и офф-роадные развлечения.

24_Hisun_history_UTV_.jpg
HISUN STRIKE GT 1000
Модель HISUN STRIKE GT 1000 отличный пример современной генерации, тех самых легендарных dune buggy с которых и начался наш рассказ. Машинка в большей степени для души, но с потенциалом работяги. 

24_Hisun_history_UTV_.jpg
Вытеснят ли полностью современные багги традиционные ATV с рынка? На этот вопрос сейчас никто точно не ответит.

А вот в заключение нашего повествования точно перечислить плюсы багги и квадроциклов можно. 

25_Hisun_history_UTV_.jpg

➕Плюсы багги:

1)  Не надо переучиваться - управляется, как автомобиль

2)  Безопасность – стальной каркас надежно защитит при завале набок или даже при перевороте.  

3)  Водитель и особенно пассажир находятся в комфорте, меньше устают 

4)  Более удобное и объемное размещение сопутствующего груза, который минимально будет влиять на характер управления. 

5)  Гораздо шире спектр использования от отдыха до активного применения на стройке.

26_Hisun_history_UTV_.jpg

➕Плюсы квадроцикла:

1)  Меньше габариты - лучше маневренность. 

2)  Чаще будешь ездить один. Пассажиру на любом квадроцикле (подчеркнем - на любом ATV), мягко говоря, не уютно

3)  Проще модифицировать под трофи. Много готовых решений 

4)  Получаешь ни с чем несравнимые впечатления. «Железный конь» из образного выражения перевоплощается в  твоего конкретного «железного друга»

27_Hisun_history_UTV_.jpg

Назад к списку
Другие новости: